Клюкин Дмитрий

Записная книжка горного туриста

Траверс пика Актру, траверс пиков Купол - Снежная. Горный Алтай. Май 2016

Краткий сказ о том, как мы на Актру взобрались, да траверс Купол – Снежная прошли. Было тяжело, очень снежно и немного прохладно, зато у нас все получилось и мы, впрочем, как всегда, остались довольные тем, как провели майские праздники. А теперь – как это было.

Актру со склонов Снежной

В Актру мы приехали 1-го мая, часов в 9-10 утра. Доехать удалось до перевалки, хотя снегу даже там было выше колена. На перевалке встретили ребят, спускающихся сверху, которые рассказали нам, что минувшей ночью был сильный снегопад, и все напрочь завалило, но народу наверху, тем не менее, не убавилось. В общем-то, мы ожидали, что альплагерь Актру будет забит до отказу всякими «сборами», которых бывает человек по 50. Я очень и очень скептически отношусь к таким ребятам, но об этом позже.
Перекусив, мы выдвинулись наверх. Погода периодически портилась – налетали снежные заряды, все вокруг закладывало и становилось весьма даже не жарко, для мая месяца. Часам к 4-ем вечера мы прошли альплагерь и вылезли в последний лесок на правом берегу Актру. Дальше нам идти особого смысла не было, поэтому мы решили остановиться здесь. Выкопали яму в снегу и поставили туда палатку. К вечеру погода успокоилась и заметно похолодало.
Пока ужинали, мимо нас прошел целый легион «альпинистов» куда-то в сторону малого Актру. Руководители этого батальона решили организовать страховку на переправе через Актру и добрый час крутили шлямбуры в камни на берегу. Все это время отряд стоял возле нашей палатки, и я их немного поизучал. Упакованные новенькой дорогущей снарягой и, судя по разговорам, очень довольные собой, они стояли целый час в ожидании, когда три парня протянут им переправу через речку глубиной по колено. Я никого не хочу обидеть, но зрелище это было печальное. Быть может, я чересчур критичен, но коммерческий «альпинизм» - это самое неприятное для меня, что можно встретить в горах в наше время.

Встали поздно, так как было просто необходимо выспаться после почти двух суток дороги. Погода встала, на небе ни облачка и на улице стоял «легкий» майский морозец. Взвалив баулы, мы поперли вверх по уже пробитой тропе в сторону голубого озера. Свежего снега было примерно по колено, местами по пояс, под этим слоем была замороженная фирновая корка, а еще глубже – зимний снег. В тех местах, где корка не выдерживала – я проваливался в снег по грудь, и приходилось, пыхтя и извиваясь, оттуда вылезать. В целом, про подъем до озера рассказывать особенно нечего, к обеду мы вылезли на каменные лбы и решили заобедать с видом на Актру. В этот момент нас догнали очень прыткие ребята в составе 4-ех человек, и сразу пошли выше, видно, хотели занять домик на озере. Сразу было видно, что ребята серьезные, комерсы так не ходят.
За время обеда мы чуть не расплавились под палящим горным солнцем. В горах такие перепады очень характерны, тем более весной, когда на солнышке можно погибнуть от жары, а в тени - от холода. В тот день нас не спас даже толстый слой солнцезащитного крема – сгорели напрочь. Через пару часов пришли на озеро и поставили палатку прямо за домиком, так как остальные ровные места были уже заняты. Количество снега, конечно, заставляло задуматься о вменяемости предстоящей попытки зайти на Актру, но мы тешили себя надеждой, что на гребне снега будет меньше и мы «быстренько забежим».
Перед тем как основательно забуриться в палатку и начать пить коньяк мы на часок сбегали наверх, я очень хотел просмотреть ледник. Ледник оказался полностью закрыт. Вообще. Как зимой. Это меня, безусловно, очень сильно удивило, потому что трещины на перепаде ледника Актру огромные, некоторые до нескольких метров шириной. Это означало только одно – снегу на леднике по самые уши, а тропы наверх нет, видимо, ее замело позавчерашним бураном. Что ж, с мыслями «утро вечера мудренее» мы вернулись в палатку и, немного посидев, легли спать – завтра будет тяжелый день.

Восхождение на Актру

Проспали, встали на час позже, чем хотели – в 5 утра, пока натопили воды, поели и собрались – было уже 6. Наверх перед нами ушли 2 или 3 группы, что, в принципе, было неплохо, потому что тропа уже, какая никакая, но была. На леднике все же решили связаться, хоть и утренний мороз хорошо придавил снег, и ноги почти не проваливались. Через полтора часа мы дошли до начала выхода на восточный гребень Актру.
Почти все, кто шли перед нами пошли на классику, т.е. дальше – прямо. Единственными, кроме нас, кто пошел на тройку были те самые четверо ребят, которые обогнали нас вчера, перед озером. Поскольку, ребятам пришлось торить по пояс на подъеме, мы решили немного посидеть внизу, подождать пока они пройдут чуть дальше, чтобы не толкаться на крутяке. Минут через 20-30 мы тоже начали подъем.
Выход на гребень не крутой, местами, может, градусов 35, а в целом я думаю и того положе. Предполагаю, что летом там преимущественно сыпуха, но у нас было по пояс снега. По началу, я думал догнать ребят на гребне, чтобы смениться и хотя бы часть траверса торить нам, а не им, но догнать мы их так и не смогли :) Когда мы вылезли на гребень – ребята уже успели передохнуть и удрали на траверс, самую интересную часть восхождения. Мы решили не спешить, и как следует отдохнуть, после длинного подъема по пояс в снегу. Попили чаю из термоса, съели по конфетке, полюбовались на уже открывшиеся виды, связались, обвешали меня железом, как новогоднюю елку и начали траверс.
Траверс Актру с востока имеет категорию сложности 3А и проходит по острому юго-восточному ребру, который заканчивается предвершинным снежно-ледовым взлетом. Гребень не сложный, самому гребню можно дать максимум 2А категорию, но на нем несколько раз встречаются скальные выносы – жандармы, при обходе которых, по-хорошему, нужно стационарно страховаться. У нас на этот случай был набор закладок, которые я предусмотрительно закупил в Новосибирске. Большинство из них пригодилось. Основная сложность и опасность траверса, как такового, что ты идешь по лезвию ножа, и в обе стороны тебе маячат многие сотни метров крутых склонов, а местами и вовсе вертикальных стен. Это, безусловно, привносит элемент антуража и повышает уровень адреналина в процессе передвижения, а вместе с тем и осознание того, что любое неверное или не продуманное движение может обернуться печалькой.
Обходя жандармы, и постепенно набирая высоту, мы вскоре вылезли на довольно большую полку, перед последним и самым сложным жандармом. Это одно из немногих мест на траверсе, где можно нормально передохнуть и расслабиться, не боясь оступиться и полететь вниз. Немного передохнув, мы все же решили сначала пройти жандарм, а потом уже устроить более длительный привал, в течение которого, перекусить. Последний жандарм проходится справа по ходу движения, по узеньким полочкам над пропастью «глубиной», наверное, метров 700. В этом месте северо-восточный склон ребра становится еще более крутым, местами выступают отвесные выносы. В целом, ничего сильно сложного там нет, но проходить нужно очень осторожно и внимательно, потому что местами скала нависает над полкой и приходится либо приседать и проползать такой участок на карачках, либо прогибаться в обратную сторону, что, конечно, очень опасно. Тем не менее, этот жандарм мы прошли очень быстро, я использовал около 5 закладок на весь жандарм, а последнюю точку пришлось организовать на ледорубе, потому что мне не удалось найти подходящую трещину в скале.
Когда мы выползли к началу предвершинного взлета, погода начала активно портиться, стало сильно задувать и начал пролетать снег. В это время ребята почему-то очень долго возились на, так называемом «ноже» (это снежно-ледовое ребро предвершинного взлета, крутизной около 45-50 градусов). Мне показалось, что у них просто было мало буров, возможно, всего 2, и они постоянно стягивались на одну станцию, чтобы передать бур первому. В общем, возились они действительно долго, мы за это время успели задубеть. Когда первый из них скрылся за снежной шапкой – мы начали подъем. Склон действительно крутоват, как я уже писал, 45-50 градусов. Нам очень повезло, что он был заснежен, даже в самых крутых местах на ноже лежало сантиметров 20-30 снега. Это значительно облегчает движение по крутым ледовым участкам. Станции я делать не стал, шли одновременно с промежуточной страховкой, то есть я буры вкручивал, а Тема выкручивал. Когда вылезли наверх, буры у меня закончились, удачно получилось.
Дальше оставалось совсем чуть-чуть – пройти пологое предвершинное плато и выйти на вершину Актру, которая уже виднелась своей «городушкой». И вот, 18 часов 3 мая, мы с Темой стоим на вершине Актру (4050м), обдуваемые сильным ледяным ветром и пытающиеся открыть примерзшую крышку термоса, чтобы допить остатки чая. Жаль, но погода не позволила нам сполна насладиться окружающими пейзажами. Видимость к тому времени упала, со стороны Маашея вообще все закрыло, и к тому же дул сильный и очень холодный ветер. На вершине мы пробыли, максимум, минут 20, после чего начали спуск на западную сторону Актру, уже по классическому маршруту.
Дальше особенно рассказывать нечего, уже слегка уставшие мы перелезли через западный отрог Актру и вышли на седло, откуда успешно, почти бегом, скатились на ледник. Дальше начался мучительный, примерно 5-километровый спуск по леднику Большой Актру. По дороге встретили ребят из Новокузнецка, которые стояли лагерем и завтра собирались на Актру по классике. Они угостили нас свежим травяным чаем из термоса, за что я им до сих пор благодарен. В результате в лагерь на озеро мы пришли уже в темноте, в 22 часа, сил не было даже снять уже вросшие в ноги пласты и я чуть не уснул упав в палатку, а ноги оставив снаружи :) В итоге, восхождение заняло 15 часов жестокой пахоты почти без еды. Наверху жрать не хотелось, и все эти 15 часов мы прошли на 2 конфетках. Что было вечером я не помню – сознание отключилось еще пару часов назад, на бесконечном спуске по леднику Актру.

Ночь была теплая и снежная, утро тоже было снежным, так же как и день и вечер. В общем, мы никуда не рыпались в этот день, а просто наслаждались возможностью лежать ногами к верху весь день и жрать сушеное мясо с чаем. Весьма неплохо :) За сутки выпало больше полуметра снега, палатку завалило по самую крышу и вечером мы все же заставили себя вылезти и откопаться. Вместе с тем, погода стала улучшаться, и к вечеру все растянуло, и даже дали красивый закат.

Ночью был приличный мороз, в палатке все оледенело, а стенки, как обычно, покрылись слоем изморози в несколько миллиметров толщиной. Ничего необычного, короче. Проснулись поздно, никуда не спешили, потому что пока было вообще не понятно, куда мы сегодня пойдем, был вариант встать в том же месте, где мы стояли на подъеме сюда 3 дня назад. Наверх было идти опасно, потому что количество свежевыпавшего снега было очень большим, а к тому же под дневным солнышком его начало активно топить и на всех окрестных склонах полетели лавины.
Пока собирались, на озеро пришел Глеб Соколов, которого мы встречали еще в Новосибирске и знали, что он должен быть где-то здесь в это время. Я рассказал ему про ситуацию со снегом наверху, надеюсь, моя информация была хоть сколько-нибудь полезна для них.
Вышли часов в 11 и не спеша скатились по уже набитой тропе до места нашей старой ночевки. Пока спускались, встречали много народу, среди которого были и альпинисты, и простые зеваки, которые шли до озера и обратно. Там пообедали и все-таки решили сегодня подняться до «зеленой гостиницы», чтобы завтра, если позволит погода попробовать пройти траверс Купол – Снежная.
Медленно, но верно мы все же заползли на зеленую гостиницу. Домик был свободен и мы его оперативно заняли, чтобы не ночевать в палатке на этом, очень ветреном, месте. К вечеру опустился сильный мороз, в домике было очень холодно, поэтому мы почти не вылезали из спальников весь оставшийся вечер.

Траверс Купол - Снежная

Утро было ясное, но очень холодное, наверное, самое холодное за весь поход. Вышли в 6 утра, предварительно пронаблюдав обалденный красно-багровый рассвет. На сам Купол мы решили не заходить, чтобы не терять время и силы, и пошли чуть правее, в сторону перевала Кызыл-Таш. Обошли крутые сбросы западнее Купола и вылезли на пупырь, с которого было видно и Купол и Снежную. Фактически, у нас этот пупырь стал местом выхода на гребень. Погода стояла хорошая, немного подувал ветерок, но было тепло и ясно.
Спустившись с раздельного пупыря, мы связались и решили идти траверсом по перемычке перевала Кызыл-Таш, вместо того, чтобы обойти его по леднику и выйти на гребень чуть дальше - так было интереснее. Плавая вверх-вниз по скальным выносам перевала Кызыл-Таш мы вышли к началу подъема на Снежную. Гребень состоит как бы из двух этапов подъема – первый длиннее и положе, а второй короче и круче. Восхождение осложнилось тем, что на этом склоне было очень много снега, почти везде по пояс и я, честно говоря, одурел торить этот подъем. В целом, крутизна нарастает вместе с высотой, и под конец, перед выходом на вершинное седло, крутизна по моим оценкам достигает 35-40 градусов. За все восхождение мы не использовали ни одного бура или закладки.
Когда вылезли на вершинное плато, уже казалось, что самое сложное позади, но нужно было еще дойти до самой вершины, а это почти 2 километра траверса по уши в снегу на высоте 3700 метров. Короче, когда дошли до вершины я уже окончательно устал от «толкания» и готов был катиться вниз кубарем. Посидев немного на вершине, начали спуск. Погода к тому времени испортилась, подул сильный ветер и пошел снег, в общем, так же как было на Актру. Спуск по классике начинается с довольно крутого снежно-ледового сброса протяженностью метров 150-200. По-хорошему, здесь надо крутить буры. На этом участке спуска встретили двух мужиков, ползущих вверх, обрадовали их, что до вершины им осталось совсем чуть-чуть, и продолжили спускаться на 3 такта.
Очень скоро мы спустились обратно на ледник, но уже с другой стороны. Самое печальное в нашей ситуации было то, что нам нужно было переться обратно - на зеленую гостиницу, причем сначала нужно было прилично набрать, чтобы вылезти обратно на тот раздельный пупырь, а следы уже успело замести. В общем, было очень тяжело, и в какой-то момент я уже думал закопаться в снег и перележать ночь, потому что силы просто закончились, но продолжал идти. Последние пару километров обратного траверса уже были как в тумане, я помню только, что видел домик на плато зеленой гостиницы, но сколько бы я ни шел, он все не приближался … :) В итоге, траверс занял 12 часов, но для меня он был намного труднее чем Актру, хоть и на 4 часа короче.

Ночью был сильный буран, который мотылял бедный вагончик из стороны в сторону и казалось, что он сейчас улетит. Утром нас замело снаружи и я кое-как смог открыть двери, чтобы выйти. Спускаться начали часов в 11, хорошенько выспавшись. Погода к обеду устаканилась - ветер утих, вышло солнышко, и стало тепло. Свалились быстро, почти без остановок, в альплагере зазнакомились с парнем из Новосибирска, который угостил нас пивом и подкинул нам баллон газа, за что ему большое спасибо. К вечеру уже были на перевалке, арендовали домик и с горем пополам растопили печку сырыми дровами. В общем-то, и все, на следующий день в обед уехали в Бийск, а оттуда домой, в Новосибирск.

Видео восхождения на Актру от первого лица

Это был первый опыт использования ГоПро, поэтому все получилось немного не так, как хотелось, но тем не менее получилось.

Я считаю, что мы прошли очень интересный маршрут, и даже не скажу, что нам не повезло с погодой, она хоть была и не очень хорошая, но вполне себе «восходибельная». Нам удалось взойти на 2 самые высокие вершины узла Би-Шиирду, причем не самыми простыми маршрутами. Так что, я более чем доволен нашей майской вылазкой – плюс 2 вершины в копилку, куча впечатлений, несколько новых знакомств и море позитива от пройденного маршрута.
До встречи в горах!

горный алтай пик купол пик актру пик снежная