Клюкин Дмитрий

Записная книжка горного туриста

Соло поход по Курайскому хребту. Сентябрь 2015

Моя сентябрьская вылазка получилась внезапной. Не прошло и двух недель, после нашего возвращения из тройки по Южно и Северо – Чуйским хребтам, как выяснилось, что у меня есть еще неделя свободного времени. За неделю много не сделаешь, поэтому я решил прогуляться по Курайскому хребту и поснимать яркие осенние пейзажи.

Долина Кубадру

В субботу, 30 августа, я стандартно попоездил в Бийск, только на этот раз в купе и на нижней полке, что значительно комфортнее для человека, ростом 185 сантиметров, чем верхняя полка плацкарта. Можно спокойно спать и не просыпаться каждые 10 минут от того, что кто-то впилился в твои пятки лбом или носом. В Бийске я пробыл 1 день и в ночь с 31 августа на 1 сентября мы с дядей Женей поехали в Чибит – стартовую точку моего путешествия.

В районе 11 утра 1-го сентября мы приехали на место высадки. Я начал свой маршрут от заброшенного ртутного рудника (звучит пугающе, правда?) чуть выше Чибита по дороге на Улаган (примерно 50.317312, 87.722929). К обеду я поднялся до озера горных духов и там заобедал, погода стояла волшебная – тепло и солнечно. Дальше мой путь лежал в неизвестность. Заранее подробно изучив гугл-карты, я решил рискнуть перевалиться через невысокий отрог основного гребня Курайского хребта, разделяющего долину озера духов и Таджилу. Какого было мое удивление, когда выбравшись на гребень по простому осыпному склону чуть выше озера духов, я обнаружил там несколько аккуратно сложенных туров. Записку мне найти не удалось, информацию про этот перевал я тоже найти не смог, поэтому для себя назвал его "перевал Марсианский", из-за соответствующего рельефа и красного цвета скал на гребне. Примерные координаты перевала - 50.328332, 87.796485. Спуск в Таджилу такой же простой, как и подъем. Перевал с трудом можно дотянуть до 1А, я бы скорее сказал, что он некатегорийный. Спустился в долину часов в 5 вечера, нашел отличное местечко в месте разлива Таджилу и поставил свою маленькую палатку. К вечеру небо затянуло тучами и стали доноситься раскаты грома, поэтому я забился в спальник, поужинал и отрубился. Проснулся часа в 3 ночи от того, что стало холодно, высунулся из палатки и увидел, что меня прилично подпорошило свежим снежком, а на небе светила яркая, почти полная, луна. Попив чаю, решил прогуляться и посмотреть ночные пейзажи. Бродил часа полтора по окрестностям, попытался сделать пару ночных кадров, но ничего толкового не вышло.

Сегодня мне предстояло преодолеть уже знакомый мне перевал Высокий через основной гребень Курайского хребта. Перевал простой, с юго-западной стороны он представляет собой траверс крутой сыпухи с юга на север, более подробное описание перевала можно найти в моем отчете о зимнем походе по Курайскому хребту. Вылез на перевал часов в 10, погода прекрасная, виды на Северо-Чуйский хребет отменные, поснимал и начал спуск. Вообще у меня была затея забраться на вершинку, которая находится севернее перевала, но почему-то я туда не полез, сам не помню почему именно. Спускался с перевала не “в лоб”, так как прямо под седловиной перевала с другой стороны лежит ледничок и он довольно крутой. Я обошел его слева, резко сбросив высоту между скальными выступами и выйдя на крутую сыпуху. По сыпухе я очень быстро съехал к основанию перевального взлета, там и заобедал. Спуск в долину Кубадру лучше осуществлять не прямо по курсу, а забрать немного влево, в выход соседней долины. По пути встречается очень красивое озеро, но к тому времени, как я до него добрался, небо затянуло тучами и толком пофотографировать его не удалось, все-таки свет в фотографии это решающий фактор. Еще через несколько часов я вывалился в нижнюю часть долины, к нижнему озеру. Оттуда путь лежит левым (если смотреть вверх) берегом реки, там даже кое где проглядывается тропка, но потом неизбежно теряется в кустах и буреломе. К 5 часам вечера я нашел прекрасное местечко под палатку (а таковых там немного) и решил заночевать.

Встал рано, есть почему-то не хотелось и я, напившись чаю, пошел дальше, в сторону слияния левой и правой Кубадру. Долина очень красивая, много разноцветного кустарника и цветов, зимой она выглядит намного скуднее. Через пару часов я таки осознал, что нужно поесть. Как раз вышло солнышко, стало тепло и все вокруг засияло красно-желтыми осенними оттенками. Я спустился в пойму реки, нашел небольшой песочный оазис и там позавтракал. К обеду я уже дошел до места, где мы с Вилданычем ночевали в зимнем походе, там где “заканчиваются” чьи-то охотничьи угодья (наверное). Это место находится уже на правой Кубадру, в нескольких километрах выше слияния, на притоке, через который положен довольно надежный мост и проход завален сушняком и корягами, видимо как раз для того, чтобы зверь не уходил вверх, в сторону перевала (примерные координаты 50.408510, 87.880005). Еще через часик подъема лес заканчивается и начинаются бескрайние высокогорные степи перевала Кубадру. Пройдя немного в сторону перевала, я перебродил реку и вылез в крутой травянистый взлет в сторону пика Верховья Ортолыка. Примерные координаты брода - 50.384884, 87.896759. Часам к трем я дошел до первого из трех озер Ортолыка. Выглядят они великолепно, все три озера имеют разный цвет, поскольку их питают разные ледники и снежники, ну и из-за глубины тоже. Далеко ходить не стал и разбил лагерь рядом с первым озером, и оставшуюся часть дня отдыхал перед предстоящим восхождением.

Сегодня у меня ключевой день – восхождение на пик Верховья Ортолыка (3446м) – самую высокую точку Курайского хребта. Путь к вершине лежит между первым и вторым озером, по перешейку, а третье озеро обходится слева, по крупному куруму. Дальше начинается подъем по руслу ручья, бегущего сверху. Вскоре ручей теряется под моренами и путь подъема выходит к основанию ледника, лежащего на северном склоне массива Ортолыка. Ледник довольно крутой, точно не скажу, но по ощущениям местами до 50 градусов. Зато чистый и без трещин. Аккуратно вымеряя каждый шаг я прошел ледник и вылез на предвершинное плато. Сама вершина представляет из себя скальный гребень высотой метров 100, но он был плотно закрыт облаком и я решил туда не лазить. Итого, подъем от дальнего берега первого озера занял у меня плотных 3.5 часа. На каменной морене перед вершиной есть оборудованная площадка под палатку. Ну, как оборудованная, просто выложены стенки из камней и мало-мальски разровняна поверхность. Мне даже удалось позвонить, связь там ловит чуть ли в не одном единственном месте, метрах в 10 на север от этой самой площадки. Скажу честно я не ожидал, что ледник будет таким крутым и даже не взял ледоруб, поэтому спуск отнял у меня очень много сил. 30-ти сантиметровыми шагами я спустился к основанию ледника с гудящими от усталости ногами и еще через полтора часа уже был в палатке, уставший, но довольный успешным восхождением. На вершинную башню я не полез только потому, что на всем протяжении моего пребывания наверху, она была плотно закрыта облаком, и лезть туда не имело вообще никакого смысла. Поэтому хоть я и не побывал на самой вершине, я все равно считаю свое восхождение успешным.

Сегодня разгрузочный день, я как следует выспался, неспешно собрался и пошел в сторону перевала Кубадру. Перелез через морены и траверсом на юго-восток спустился на перевальное плато. Погода начала портиться и в скором времени меня накрыло дождем. К вечеру я дошел до озера уже по ту сторону перевала Кубадру, на истоках реки Курайка (примерные координаты - 50.348709, 87.950497).

Всю ночь шел проливной дождь, платку начало подтапливать, потому что я встал в низинке и со всех окрестных возвышенностей сюда стекала вода, к тому же бушевал сильный ветер и было довольно холодно. Спешить мне было совершенно некуда и почти до обеда я провалялся в палатке читая книжку и попивая горячий чай. К 12 часам ничего не изменилось, все так же дул сильный ветер и шел сильный дождь. Я грезил, что дождавшись хотя бы небольшого перерыва дождя, я смогу собрать вещи и палатку, но, увы, погода не давала мне ни единой возможности. В результате, я десятком резких движений спихал все в рюкзак, одубевшими от ледяного ветра руками, смотал как попало палатку и помчался вниз. В очередной раз меня порадовала моя siverra хобень – не смотря на сильный затяжной дождь, она ни сколько не промокла! Когда я ушел глубже в долину ветер немного поутих и на некоторое время прекратился дождь, и я, воспользовавшись моментом, пообедал. Часам к 3-ем я уже месил грязь по проселочной дороге, а еще через пол часа в поле видимости появился Курай, и его “знаменитая” зеленая остановка, на которой меня уже ждал дядя Женя и окончание моего очередного горного путешествия.

В заключении скажу, что осенью на Курайском хребте просто невероятно красиво, особенно со стороны Кубадру. Всем рекомендую там побывать в это время года.

горный алтай река кубадру река таджилу перевал высокий пик верховья ортолыка озеро горных духов перевал кубадру перевал марсианский курайский хребет